На других сайтах

Новые фотографии



Возвращение в Гульхану

Пивень Сергей Игнатьевич.
Командир радиовзвода роты связи при вводе полка.

        В июне-месяце 1980года командованием было принято решение – 3-й мотострелковый  батальон передислоцировать  из Гульханы в Файзабад.


 На прежнем месте он свою задачу выполнил и ему предстояло пройти по пути, который 1-й и 2-й мотострелковые батальоны прошли в январе-месяце. Я из Файзабада направлялся в Гульхану в составе группы офицеров управления полка.

        Там находилась моя штатная командно-штабная машина Р-145БМ  на базе БТР-60ПБ( конструкторское название изделия «Чайка»), которая продолжала обеспечивать, в-первую очередь, КВ радиосвязь командиру и штабу  3мсб с командиром и штабом полка. 20-го числа июня-месяца прилетели, приземлились, оглянулись.

        Три месяца прошло, как я покинул этот гарнизон и выполнял задачи в Файзабаде. Осмотр транспортной базы КШМ не принёс ничего утешительного. Жидкость из тормозной системы подтекает, один из двух двигателей машины перегревается. Водитель-электрик молодой, не опытный. Радио и коммутационное оборудование  в рабочем состоянии, повседневно обеспечивает открытую и закрытую  радиосвязь.

С этим ничего, а вот за транспортную базу КШМки душа болит. Обратился к технарям, занялись.

        Пока бегал, наткнулся, в буквальном смысле, ещё на одну КШМ, Р-125мт2 на базе ГАЗ-66. Это ещё чья? Моя аналогичная находиться на тыловом пункте управления(ТПУ)полка. А это от кого подарок? Оказывается,  прикомандирована к дорожно-строительной роте, которая до последнего времени обслуживала грунтовую военную дорогу Ишкашим – Гульхана, а теперь будет выводиться вместе с 3-м батальоном на Файзабад.

       Познакомился с экипажем. Подготовленные ребята. Обменялись радиоданными, договорились о взаимодействии. Я как в воду смотрел, видно крутым боевым офицером стал, одним местом беду стал предчувствовать. Провели радиотренировку со всеми подразделениями: штатными, приданными, поддерживающими. Хозяйство большое в колонне получалось, корреспондентов в радиосетях также не мало.

       Одного из членов своей КШМ рядового Бонет Г.Е. с переносной КВ радиостанцией Р-143 посадил в голову колонны на линейную БМП-1 №199. Спросите почему? Потому что все бронеобъекты Советской Армии имели радиостанцию, как правило, Р-123.

   Прекрасная УКВ радиостанция, безотказная, сослужившая службу не одному поколению экипажей танков, БМП, БТР и других бронеобъектов, но в условиях горного театра военных действий(ТВД) Афганистана УКВ-связь из-за экранирующего воздействия скального грунта или не «проходила», или дальность связи резко уменьшалась. Вот и получалось, что голова колонны заворачивает за очередную гору-скалу и с ней теряется связь. Выручала КВ-радиосвязь, но по штату не во взводе связи мотострелкового батальона, не в роте связи полка переносные КВ-радиостанции не положены.

       Вопрос встал ребром. Оперативно сработал отдел связи 40-й Армии и уже в мае-месяце несколько комплектов этой прекрасной техники радиосвязи  оказались за плечами радистов полка .

       Вместе с первыми образцами переносных КВ-радиостанций к нам в полк был направлен и  радист-инструктор сержант Чаплыгин Александр. Мне он запомнился, как человек разносторонних знаний, имеющий  очень  хорошую подготовку по вопросам радиосвязи. В том, что радисты полка довольно быстро и качественно освоили новые радиостанции заслуга Чаплыгина большая. Он сам лично принимал в дальнейшем участие в обеспечении радиосвязи в боевых операциях, за что награждён медалью «За боевые заслуги». В настоящее время Александр со своей  дружной семьёй проживает в г. Махачкале.

Вот одну из таких радиостанций я и захватил с собой в эту командировочку.

       Мой радист, советский немец, товарищ рядовой Бонет Г.Е., быстро её освоил, у него за плечами курсы радиотелеграфистов ДОСААФ перед службой, да сама служба уже на второй год пошла. Опытный, безотказный, надёжный солдат. С большим уважением его вспоминаю. Состоялся в дальнейшей жизни человек, ныне проживает в Германии.

       21июня 1980г. Начало операции. Вперёд ушла передовая мотострелковая рота батальона с сапёрами и взводом от дорожно-строительной роты. Пробивают, равняют, грунтуют

Если зимой прошла в основном гусеничная техника 1-го и 2-го батальонов, то теперь было не мало и колёсной. 

       Вначале всё шло не плохо и доклады обнадёживающие. Потом по радио: «БМП-1 №199 сорвалась в реку. Жертв нет. Принимаем меры к эвакуации БМП». Чуть позже узнаю, что мой радист воды нахлебался вдоволь и переносная радиостанция Р-143, на которую было столько надежды, утонула.

        Ребята там, впереди, оказались не из пугливых и БМП-1 из реки вытащили, и радиостанцию на дне речном нашли. Разобрали, высушили – работала советская техника радиосвязи.

       22июня 1980г. В 07.30 в составе командно-наблюдательного пункта батальона начал движение.

Проходим места первых боёв нашего полка в январе-месяце. Первая половина дня прошла без происшествий.

       Ближе к 14.00 начался довольно крутой спуск к очередной горной речке. Поворот налево, справа обрыв, внизу река. Впереди, на спуске, машины вынуждено останавливаются – на переправе вброд заглохла или забуксовала одна из машин. Я выскочил из КШМ и спускаюсь вниз, узнать в чём причина, нужна ли помощь? А водитель-электрик моей КШМ в этот момент решил видно по легкой нужде, с утра за рулём. 

       Поворачиваю я голову назад и … о ужас! Моя КШМ на базе БТР-60ПБ, стоявшая под наклоном к реке, начинает самопроизвольное движение вперёд, видно тормоза всё-таки подвели, набирает скорость по направлению к обрыву реки. Как умудрился радист выпрыгнуть с  БТРа – не знаю, благое дело он в этот момент сидел с головными телефонами(гарнитурой) на броне, а не внутри. Если бы внутри – был бы или труп, или инвалид до конца жизни. А внизу у речки бойцы-мотострелки, которые уже спустились, кто руки водой омывает, кто лицо. Я пулей к обрыву и давай орать, что есть силы. 

       Они подняли головы и не поймут, что этот полоумный лейтенант от них хочет, ведь предмет смертельной опасности они не видят. И вдруг с обрыва на них вываливается в полёте более чем десятитонная «Чайка»(это конструкторское название данной командно-штабной машины). Нет не Антон Павловича Чехова «Чайка» и не во МХАТе, а наша армейская, бронированная, без крыльев, но летит. Летит на людей. Удар. Туча пыли, грязи, воды.

       Мой водитель «Чайки» падает на колени, хватается за голову: «Всё мне конец, это тюрьма». Я спускаюсь с обрыва в ущелье к «Чайке». Бог не бросил меня и в этот раз – никто из плескавшихся  мотострелков не пострадал, все успели в последнею секунду отпрянуть в сторону от смерти. Видно состояние постоянной опасности на войне вырабатывает в человеке скорость реакции, на которую он в мирное время или не способен, или психологически не готов.

       Залезаю внутрь – всё на месте, только сорвало  с мест аккумуляторы. Ставим их на место, включаю аппаратуру – всё работает. Ничего себе запас прочности у советской военной технике связи. 

        В эфире главная радиостанция уже меня ищет, уже вызывает. Отвечаю, объясняю – не верят, уж слишком не реально, свалиться в ущелье, а затем, так это запросто, оттуда работать в эфир. Пришлось пригласить офицера от командования батальона – доложил он. Что делать дальше? Радиоаппаратура исправна, а БТРу хана. Как его родного из ущелья подымешь, чем? А с наступлением темноты душманы пошаливают.

Первое дело – спец аппаратура. Снимаем, перегружаем в КШМ Р-125мт2 дорожно-строительной роты.

       С этого момента она начинает работать моим позывным, тем более радиоданные заранее согласовали, экипаж у них грамотный, сразу взяли управление на себя. А я со своим экипажем несколько часов снимал радиостанции и коммутационную аппаратуру. Тут же загружали в проходящие машины. Потом пол ночи трясло от пережитого, но организм молодой, взял своё и с трёх ночи я, что называется вырубился.

 

 

       23 июня 1980г. Наши сапёры получили приказ – заложить заряды и подорвать КШМ Р-145БМ №105(без радиостанций). 

        Так моя «Чайка» закончила свою службу. Может и сейчас ещё ржавеют её обломки под афганским небом, если там, конечно, не открыли пункты по приёму черного и цветного металлолома. Мы продолжали выполнять задачу по обеспечению связью 3-го мсб и приданных подразделений и к 12.30 этого дня дошли до кишлака Тергеран.

        Дальше разрушенный, размытый участок дороги. Надо её восстанавливать с помощью сапёров и дорожно-строительной роты. Развернули антенны для работы на стоянке, качество связи улучшилось.

Что дальше? А дальше произошла трагедия у мотострелков 3-го батальона.

У меня сохранилась небольшая часть моего афганского дневника, поэтому есть сейчас возможность восстановить события в привязке и к датам и ко времени. 

       Так что именно 23июня 1980г. при переправе через реку Вард, сбило с ног и унесло четырёх  человек бурным течением горной реки. Люди погибли.

Я не берусь судить, кто там прав, а кто нет, т.к. в это время всецело был занят обеспечением радиосвязи, а работы было много и на передачу, и на приём, и в нескольких радиосетях.

Узнал о гибели уже  из разговоров с офицерами и из доклада по радиоканалу. С одним  здесь не поспоришь: не подготовленность к преодолению горной реки.

24 и 25 июня 1980г. Стоим на месте. Идут работы по восстановлению дороги.

       26 июня 1980г. Прилетела на вертолёте дольно серьёзная комиссия из Кабула.

Причина одна – гибель людей. Среди членов комиссии был и представитель от связистов – полковник Цветков.

        Я, конечно же, переживал по поводу свалившейся в ущелье КШМ. Думал о последствиях. Офицер меня внимательно выслушал, разобрался, составил схему происшествия, а потом, видя моё состояние, по отцовски успокоил: « Не венись, лейтенант, не трави свою душу, это война.

Главное - твой экипаж целый, люди не пострадали. КШМ спишем на боевые потери, реально так оно и есть, вы выполняете  боевую задачу, поставленную командованием». У меня отлегло от сердца.

       28июня 1980г. Начали движение по восстановленному участку, но в ближайшие двое-трое суток продвижение шло тяжело.

Были подрывы на минах и фугасах, были раненые. Слава богу, погибших  больше не было. Километров за 10-15 до Файзабада стало легче.

Всё как-то прекратилось и последние километры дороги проскочили на одном дыхании. Задача выполнена.

        Одна из самых страшных трагедий для офицера-связиста на войне – гибель ни в чём не повинных людей по причине отсутствия связи. 

Афганистан не стал исключением. Достаточно вспомнить трагедию разведывательного батальона 201-й мотострелковой дивизии, когда в первые минуты боя противником была выведена из строя переносная радиостанция, да ещё и находящееся не у радиста за плечами, а на ишаке.

        А какая неразбериха и сколько не оправданных потерь при штурме Грозного в новогоднюю ночь. Радиотренировки не проведены, радиоданные не согласованы, радисты зачастую не представляли состав радиосетей и как результат – отсутствие взаимодействия между родами  и видами войск, между подразделениями различной ведомственной принадлежности.

        Не лучше со связью и при принуждению Грузии к миру. Командующий армией ведёт колонну подчинённых частей через перевалы в Южную Осетию. Начинается обстрел колонны и оказывается у командующего под рукой нет средств связи.

Общеизвестный факт – его выручил рядом находящийся журналист своим аппаратом спутниковой связи.

От этой беды меня господь бог уберёг. И ему спасибо и моим преподавателям по Полтавскому училищу связи.

        Чем поможет вышестоящий командир подразделению, ведущему тяжёлый бой, если нет связи с эти подразделением?

Как дать целеуказания приданной или поддерживающей артиллерии, если нет связи? Куда направит вертолёты огневой поддержки, как им дать целеуказания, если нет связи

В современном бою без связи в режиме реального времени, не возможно надеяться на успех.

        Поэтому в сухопутных войсках современных армий и западноевропейских и США радиосвязь «дошла» до каждого военнослужащего в отделениях взводов.

        Труд связистов, как правило, не виден и не благодарен. Считается, телефон работает – так это само собой разумеющая вещь. Вроде, как воздухом мы дышим и не считаем же это работой. А вот не хватает воздуха и все начинают задыхаться и ломается  любая работа. Вот так и в связи.

Когда она есть – никто не замечает, когда нет – задыхаются все.

        С другой стороны – связисты не боевые части и подразделения, а боевого обеспечения. Наша задача – дать связь, а не первыми ворваться в траншею противника. 

В первую очередь доставалось мотострелкам, нашей родной пехоте .

 Склоняю голову перед ними...

 

 

C.И.Пивень.

Отдельные воспоминания.

 

 

.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВНИМАНИЕ !
КОММЕНТАРИИ НА САЙТЕ МОГУТ ОСТАВЛЯТЬ ТОЛЬКО ЗАРЕГИСТРИРОВАН НЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ !

Новости сайта

C ПРАЗДНИКОМ 23 ФЕВРАЛЯ !

 

 

Дамы - в праздничном наряде,

Восхищение во взгляде,

Глазки! Губки - на помаде!

Стол накрыт - для короля!

 

 Что - то на душе тревожно...

Невозможное - возможно?

Догадаться тут не сложно:

Двадцать третье февраля! 

 

Вдохновленные, со звоном,

Поднимаем за погоны,

За армейские законы,

Тишину и ордена.

 

Молча мы сегодня встанем

И, друзей своих помянем...

За Отчизну - тост мы грянем!

Так давай, браток - до дна!

 

19.02.2012 Петрович.

 

 

Память афганской войны...

 СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ПОГИБШИМ ОДНОПОЛЧАНАМ 860 ОМСП !


 

 

 

Мы помним подвиг Ваш немалый                                                                                  

Уходит время сквозь песок

Поднимем же друзья бокалы ,                                                             

За Пацанов !!!  За Командиров !!!                                                                                        

За ваш ПАМИРСКИЙ МАРШ бросок!!!

 
Юрий Свиридов.
Старшина разведроты 860 омсп. 1976 -78 г.г.
 

 

 

 

 

15 февраля --- День вывода войск из Афганистана.

 

ПРИВЕТ

Я шлю в письме всем матерям привет,

Уже давно мы вышли из Афгана,

Заныла вдруг на сердце рана,

Мне не найти на свой вопрос ответ.

 

В альбоме фото боевых друзей,

Теперь как все - семья и дети,

Но за погибших кто ответит?

Они живут лишь в памяти моей.

 

Да, отгремел тот наш последний бой,

Остались пацаны в граните, в стали,

Что было - помним, детям завещали,

Мы за тебя, Отчизна, встанем в строй

 

7.02.2010  Петрович.

 

 

 

 

 

Память афганской войны.... 24 декабря - День Памяти...

 

 

{k} {k} {k} {k}24 декабря 1979 года, г. Ош, войсковая часть 77701 или 860 отдельный мотострелковый Псковский Краснознаменный полк… 
Эти слова, с этой датой, местом, войсковой частью остались в нашей памяти навсегда.

{k} {k} {k} {k}Время неумолимо движется вперед, прошло с этой даты 32 года, но вспоминая этот день, день начала памирского марша полка, а по сути дела – афганской войны для нас, у ветеранов наворачиваются слезы.

{k} {k} {k} {k}Мы помним этот день, его забыть нам просто невозможно, с этой даты в Боевой путь части была вписана славная страница, которой мы по праву гордимся, как должна гордиться и наша Родина, что это совершили советские солдаты - впервые в истории войн и военного искусства в составе мотострелкового полка покорившие суровый Памир.

{k} {k} {k} {k}Покорили его в 40 градусный мороз, в метель, в пургу, когда выполняя боевой приказ, шли по памирской трассе, падали в пропасти, мерзли, но, поднимались и снова шли вперед.

{k} {k} {k} {k}А.В. Суворов отмечал: «Война, прежде всего искусство простое, и все дело заключается в выполнении». Да, был приказ – и мы солдаты, мы его выполняли и выполнили с честью, мы приказы не обсуждали, мы вышли на прикрытие южной границы СССР, пройдя Восточный Памир за четверо суток, что теоретически сделать невозможно.

{k} {k} {k} {k}Но мы доказали, что для советского солдата нет преград! Мы покорили тебя, Памир! - именно такие надписи оставили наши солдаты на памирских скалах!

Низкий поклон Вам, солдаты Отчизны!

{k} {k} {k} {k}Зина Фридрих, сестра погибшего разведчика 860 ОМСП Артура Фридрих, посмертно награжденного орденом Красного Знамени, выразила наши чувства словами:

Ребятам, кто навечно остался молодым,

    Кто сединой покрылся, вернулся всё ж домой,

    Для тех, кто не забудет памирский переход,

    Кто, может что-то вспомнит, рукой слезу смахнет,

    За всех, кто не вернулся, - себе сто грамм нальёт!

    Для тех, кому душманы, всё снятся по ночам,

    Кто слышит стон и крики, воюет по ночам,

    Кому так часто снятся ушедшие друзья!

    За Вашу память светлую, желаю счастья я!

    Файзабад – Vivat! Vivat! Vivat!

 Память.

{k} {k} {k} {k}Пусть в нашей памяти эта дата – 24 декабря – станет датой памяти. Датой памяти всех, кто прошел памирским маршем, кого нет среди нас. Посетим в этот день могилы наших боевых однополчан, кто погиб на афганской войне, скончался, кого нет в нашем боевом строю. Молча – третий…за тех, кого нет среди нас, молча!!!

{k} {k} {k} {k}Будем помнить! Это  День  Памяти  860-го  отдельного  мотострелкового Псковского  Краснознаменного  полка!

 ДЕНЬ ПАМЯТИ

Посвящается участникам Памирского марша

героического 860 ОМСП…


Давай, Бача, нальем по третьей...

И молча мы помянем тех,

Кто шел Памирским маршем этим,

За мертвых залп, Бача! За всех...

 

Давай, браток, с тобой привстанем...

Проводим вновь в последний путь,

Помянем их давай, помянем...

Не встать им с нами... Не вернуть.

 

Давай-ка вспомним, как шагали,

Как брали горло тех вершин.

Мы той войны не начинали,

Мы - за Отчизну как один.

 

Давай, Бача, стакан осушим...

Помянем память тех ребят,

Они прикрыли наши души,

И рядом вновь сейчас стоят.

22.12.2011 Петрович.

 Cовет ветеранского обьединения  860 омсп ,, Памирский марш ""